Все мы знаем важные правила:
- идеи выдвигаются открыто, участники их не критикуют; выражение «критикуешь – предлагай», скорее, относится к совещанию, но не к брейнстормингу;
- необходима и обязательна атмосфера доверия и уважения к каждому участнику;
- количество участников — не более 10 человек.
Важно помнить: результат брейнсторминга выражается в количестве идей, а не в их качестве.Существуют разные типы брейнсторминга, остановлюсь на двух интересных.
Брейнсторминг по алфавиту. Идеи «накидываются» от буквы к букве – А, Б, В и т.д. до Я. По каждой букве предлагается несколько идей, по итогу каждый участник отмечает топ 3-5 идей, которые он считает максимально интересными и прорывными, затем формируется рейтинг. Приведу пример.
Вопрос брейнсторминга: «Каким образом можно сделать потребление кофе более экологичным?»
Буква «B»: вторичное использование как удобрение для растений (продажа за минимальную цену или for donation).
Буква «B»: вторичное использование для домашнего скраба (сделать в коллаборации с каким-нибудь косметическим брендом).
Матричный / табличный брейнсторминг. Каждому участнику выдается лист А4 с таблицей 3х3 или иной (3х4, 4х4). Затем участники заполняют первый ряд своими идеями. Одна ячейка – одна идея. Идеи можно визуализировать рисунками, дополнить текстами, главное, чтобы было понятно следующему участнику.
После заполнения первого ряда первым участником лист передается второму участнику, который заполняет следующий ряд. При этом второй ряд – это развитие идей первого участника, указанных в первом ряду. Именно поэтому правило «понятно и четко» должно быть выполнено. Идеями заполняется вся таблица. Остается выбрать лучшую — самую интересную, практичную или легко применимую.