Как развить креативное мышление:
метод ТРИЗ и стратегия Уолта Диснея

Статья от 31.03.2020
Во время карантина и социальной изоляции очень хочется переключиться и подумать о чем-нибудь ином. Например, о креативе и творчестве. В этой статье вы узнаете, что такое креатив, как его развить и применять в работе с помощью разных методов и техник.
Что такое креатив
Впервые этот термин использовал в середине ХХ века американский психолог Джой Пол Гилфорд. Слово «креативность» произошло от латинских «creative» — творческий и «creatio» — создание. Приводя исконно русские синонимы, со словом креатив часто ассоциируют нестандартное мышление, необычный, творческий подход, предприимчивость, смекалку.

Чаще всего понятие «креатив» используется в рекламной среде. И хотя на последнем месте работы я занималась в большей степени экономикой и финансами (была директором департамента аудита и внутреннего контроля в крупной алкогольной компании). Но свой карьерный путь я начинала в рекламных агентствах (организация event и BTL-мероприятий). И не понаслышке знаю, как придумывать идеи и нестандартно мыслить.
Как научиться креативно мыслить
Должен ли специалист, придумывающий новые продукты и генерирующий креативные идеи, обладать каким-то специальным мышлением? Да, но для начала давайте разберемся, что значит креативно мыслить.

Выделяют 2 вида мышления:
  • Дивергентное (творческое, креативное)
    Это когда человек мыслит сразу в нескольких направлениях, чтобы решить задачу нестандартным способом.
  • Конвергентное (линейное)
    Направлено на поиск одного решения через анализ фактов. Используются усвоенные ранее алгоритмы. Это когда человек анализирует факты и выстраивает последовательную цепочку события, но это неизбежно приводит к одному конкретному выводу.Использовать сильные стороны организации для получения конкурентного преимущества, слабые стороны — максимально нивелировать. Выводы по аналитике должны быть максимально корректными, беспристрастными, отражать реальную ситуацию, без всяческих «игр с цифрами».
При проведении исследований было выявлено, что дивергентному, креативному мышлению свойственны следующие характеристики:
  • скорость мысли (количество новых идей на единицу времени);
  • гибкость мышления (быстрое переключение с одной идеи на другую);
  • оригинальность (способность придумывать что-то новое);
  • любознательность;
  • способность к разработке гипотез и иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула).
Отвечу на второй вопрос: «Можно ли научиться креативу или развить такую способность?». Да, конечно можно. Есть специальные методики и подходы.
Если хотите начать креативить внутри компании, рекомендую присоединяться к мозговым штурмам. Вначале посмотрите, послушайте, понаблюдайте, как коллеги обсуждают идеи, как они ставят себя на место конечного потребителя, формируют, что для него важно и ценно. А потом высказывайте свои идеи и мысли. По правилам проведения брейнстормингов, любое аргументированное мнение будет воспринято, учтено и «отработано» как гипотеза.

Для разработки идеи нового продукта используются разные подходы.

  • Подход ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, автором которого является Г.С. Альтшуллер. Один их важных шагов этого подхода — это формирование идеального образа будущего продукта или конечного результата. По моему опыту именно этот шаг — самый сложный. После формирования целевой идеи она проверяется на осуществимость, экономическую эффективность и другие факторы.
  • Стратегия Уолта Диснея — один из самых известных и популярных методов развития творческого потенциала (автор метода Р. Дилтс). Позволяет организовать мыслительный процесс, который будет способствовать активизации творческого потенциала в команде.
Как применить технику Уолта Диснея в команде
Стратегии творчества Уолта Диснея свойственно трехактное мышление: генерация идей — поиск путей реализации — критика (классическое же мышление состоит из 2-х элементов: генерация идей — критика). Данную стратегию можно применять в группе и команде.

Каждому этапу/акту соответствует определенная роль:
1. Генерация идей — Мечтатель (вдохновение)
2. Поиск путей реализации — Реалист (прагматизм и реалистичный подход)
3. Критика — Критик (критическое мышление)
4. Наблюдатель — его задача налаживать взаимодействия между актами.

Причем крайне важно отметить, что все роли взаимосвязаны и работают только вместе, формируя идеальный синтез. Реалист без Мечтателя не знает куда двигаться, а Критик без Реалиста (и без понимания путей реализации) малоэффективен.

Теперь подробней расскажу про роли и фазы взаимодействия:
  • Мечтатель — творец, он создает совершенный образ будущего (цель и возможное желаемое состояние).
    Его задача — ясно визуализировать, как все кусочки картины складываются в единое красочное полотно. Мечтатель не думает о том, как этого можно достичь и какие могут быть сложности в реализации.
  • Реалист — фокусирует внимание на достижении поставленной Мечтателем цели.
    Задача Реалиста — воплотить мечты в рабочий план. Он сосредотачивается на действиях, которые приведут к осуществлению мечты. Фаза реалиста в творческом процессе более ориентирована на действие, обладает более краткосрочными временными рамками, чем у Мечтателя. Не отвлекается на препятствия, так как это уже задача Критика.
  • Критик — оценивает представленный план или проект, думает о потенциальных проблемах и упущенных элементах плана, ищет ошибки.
    Он помогает избежать проблем, благодаря логическому расчету, анализу. Часто в групповой работе роль Критика другими участниками воспринимается негативно, хотя это не так. Важно предлагать решения в позитивном ключе, не переходя на личностную критику. Ведь все роли в стратегии важны и ценны.
  • Наблюдатель — нейтральная роль. Его задача — сопровождать переход из одного состояния в другое.
10 шагов внедрения креативной стратегии Уолта Диснея
  • 1
    Готовим пространство для 4 ролей, выделяем четыре места.
  • 2
    Мечтатель создает идеальный образ будущего, привлекательную мечту. Ни в чем себя не ограничивает. Приветствуется любой творческий подход.
  • 3
    Наблюдатель кратко сообщает идею Мечтателя и передает ее Реалисту.
  • 4
    Реалист обдумывает идею и предлагает, как ее реализовать и что для этого нужно
  • 5
    Наблюдатель. Резюмирует предложение Реалиста и передает слово Критику.
  • 6
    Критик оценивает план с точки зрения возможных рисков и трудностей. Рекомендуется говорить о необходимых дополнениях, чтобы повысить
  • 7
    Наблюдатель кратко сообщает предложения Критика, что улучшить. Мечтателю передается информация, обработанная командой, для доработки идеи.
  • 8
    Повторение цикла. Мечтатель на основе новой информации создает модифицированный образ проекта и/или трансформирует мечту. Идея приобретает более точные очертания.
  • 9
    Реалист, Наблюдатель и Критик идут логически по схеме, анализируют новую, дополнительную информацию. Повторяем цикл до тех пор, пока все участники не будут довольны результатом.
  • 10
    Интеграция. Как только сформируется план по реализации идеи, нужно войти в каждую роль, кроме Наблюдателя, и обратить внимание на все детали по работе с планом. Далее — объединить их в целое. Пазл сложился
В результате такой работы команда должна четко видеть план проекта и понимать, какие действия необходимы для достижения цели. Далее приступаем к реализации.
При разработке стратегии диверсификации компании, как по новым отраслям, так и по новым продуктам, важно сформировать идеальный образ будущего и учитывать тренды рынка.

Статья подготовлена Шоломовой Анастасией для Финансовой Академии Актив
https://finacademy.net/materials/article/kak-razvit-kreativnoe-myshlenie
Made on
Tilda